Предисловие

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году в городе Москве стартовала программа строительства новых храмов. Множество храмов возводится в «спальных» районах – тех частях города, что построены 20 веке, а часть из них – на местах разрушенных в советское время церквей. Каждую площадку определяет Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, исходя из целого перечня критериев: выгодного композиционного расположения участка, удобства посещения храма будущими прихожанами, изучается даже состояние грунта. Первым был заложен храм Кирилла и Мефодия на Дубровке в память жертв известного теракта.

В 2012 году в результате реализации проекта расширения территории Москвы, были образованы так называемые Новые Территории города Москвы. И программа строительства новых храмов также распространилась на обширные территории бывшего Подмосковья.

В рамках Программы начался поиск земельных участков для строительства храмов. Данная работа велась совместно с префектурой ТиНАО и администрациями поселений и одной из первых откликнулась администрация Краснопахрского поселения, предложившая под строительство нового храма участок в поселке подсобного хозяйства Минзаг, площадью в 1 гектар.

С этого момента и начинается история храма святого преподобного благоверного князя Олега Брянского в поселке подсобного хозяйства Минзаг.

Участок представлял собой пустырь, заброшенный более 15 лет, некогда бывший яблоневым садом. Земля участка была покрыта толстым слоем гниющих яблок и мусора, а старые перекошенные яблони скрывались в зарослях двухметрового борщевика. Однако участок имел очень хорошее расположение – в центре поселения, рядом с конечной автобусной остановкой, поблизости от жилых домов.

По традиции, на участке установили высокий дубовый крест, чтобы обозначить намерение строительства нового храма.

Долго не было ясно, кому же будет посвящен этот храм. И вот, в начале октября 2014 года, епископ Воскресенский Савва предложил посвятить храм особому русскому святому – князю Олегу Брянскому. Ведь в городе Москве нет ни одного храма, посвященного этому русскому святому.

По благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, взять на себя заботу о строительстве храма преподобного благоверного князя Олега Брянского поручили приходу храма в честь Архангела Михаила и чуда его в Хонех в Былове города Москвы.

Торжественный чин основания храма состоялся 4 октября 2014 года.


Житие преподобного благоверного князя Олега Брянского

Святой благоверный князь Олег Брянский (в крещении Леонтий), сын Романа Михайловича (Брянского) и внук священномученика благоверного князя Михаила Черниговского, отличался глубоким благочестием и стремлением к ангельскому образу.

В Ипатьевской летописи упоминается, что в 1274 году князь Олег вместе с отцом Романом Михайловичем участвовал в военном походе против Литвы. Позднее Олег на свои деньги основал в Брянске новый монастырь, дошедший до наших времен под названием Петропавловский, и через несколько лет после смерти отца, оставив брянским князем своего брата, принял там же монашеский постриг с именем Василий.

В этом монастыре святой князь совершал иноческий подвиг и скончался около 1285 года (по другим данным — в 1307 году) и погребен в монастырском храме.

Вскоре после смерти князь Олег Брянский был канонизирован Русской православной церковью как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей Петропавловского монастыря.

В 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию. Чтобы избежать осквернения святых мощей, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.

Спустя шесть с половиной десятилетий, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий после долгих розысков нашел старушку, которая была свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место захоронения — под алтарем.

10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Ныне святые мощи покоятся в Воскресенском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения. 

Подготовка к строительству

Строительство храма всегда было делом общенародным – общими силами, радением и ктиторской поддержкой.

Для ведения строительства требовалась работа постоянного попечительского совета. Божией милостию и предстательством святого князя Олега, нашлось достаточно неравнодушных людей, образовавших постоянный совет попечителей.

Началось изучение жизни поселка и поиск решения храма. Местные жители радостно восприняли новость о предстоящем строительстве, ведь из-за специфики транспортного сообщения, посещение храмов, расположенных в других поселениях, было весьма затруднительным. После ряда встреч с жителями определилась концепция нового храма. Небольшой, деревянный храм, расположенный в самой видимой точке участка. А старый яблоневый сад со временем может превратиться в парковую зону.

Предстояло также определиться с обликом храма. Первоначальный проект предложенный выбранной строительной организацией был крайне неудачным – постройка сомнительных пропорций, с маленькими окнами и разделенная внутренними стенами на несколько маленьких помещений. Началось редактирование проекта. Исчезли внутренние перегородки, дробившие внутреннее пространство храма. С крыши храма убрали массивный «фонарь», а также фасады храма дополнили вторым рядом окон. После устранения технических недочетов, требовалась еще и художественная редакция. Увеличенный купол был поднят над кровлей на восьмигранном барабане, а шатер колокольни приобрел более стройные пропорции.

Еще до начала строительных работ на участке, в поселке началась церковная жизнь. Еженедельно, в воскресные и праздничные дни, в любую погоду у поклонного креста начали совершаться молебны о благополучном строительстве нового храма. Эти молебны начали формирование прихода, общины будущего храма и еженедельно собирали у Креста около 30 человек. Это молитвенное начинание объединило сердца прихожан, попечителей, духовенства и устроителей храма. 

История строительства

В первых числах нового, 2015 года строительная площадка была обнесена забором, устроен строительный городок и, с конца января, начались строительные работы. Работа на обособленном участке стала настоящим испытанием для строителей. Жить пришлось в тесных бытовках, без хорошего отопления, а для пополнения запасов воды в бочках, приходилось раскладывать шланг до ближайшей подстанции, длиной около 300 метров.

Но, несмотря на все невзгоды, Божией милостию, к марту 2015 года была залита фундаментная плита, начался завоз бревна, и с апреля началась сборка сруба.

К тому времени у прихожан храма появилась первая икона. Образ святого Олега Брянского, созданный в уникальной технике живописи по камню, дал возможность прихожанам строящегося храма возносить молитвы, имея перед своим взором образ Святого, пребывающего в Царствии Божии.

Спустя всего лишь 8 месяцев после закладки храма, 27 июня, жителей поселка ждала большая радость. В этот день состоялось освящение крестов и куполов почти завершенного храма. Несмотря на непогоду, многие жители Минзага пришли принять участие в этом грандиозном событии. После освящения золотые маковки и кресты заняли свои места на барабанах храма.

После установки куполов продолжились отделочные работы – храм постепенно приобретал свой задуманный облик. И уже с сентября 2015 года еженедельные молебны начали совершаться под крышей храма.

В сентябре 2015 года храм обрел свой литургический голос. Советом попечителей был приобретен набор из 7 колоколов, отлитых в далеком городе Каменец-Уральский.

19 сентября, в праздник Архангела Михаила и чуда его в Хонех, епископом Воскресенским Саввой был совершен чин освящения колоколов. По завершении чина, многочисленные участники торжества смогли собственноручно ударить в 164-килограмовый главный благовестный колокол.

Спустя всего год после закладки, или 9 месяцев после начала строительных работ, в престольный праздник храма, 3 октября, состоялась первая Божественная Литургия. Перед приходом храма стояла непростая задача: в минимальные сроки превратить стройплощадку в место совершения Таинства. В связи с незавершенностью звонницы, колокола были развешены на наземной раме, а подвязка языков осуществилась на временном подиуме. Внутри храма установили первые иконы иконостаса – образы Христа и Богоматери, написанные на мраморных плитах и установленные на металлических «мольбертах». Утварь, необходимую для совершения богослужения привезли на двух машинах из храма в Былово. Торжественное богослужение возглавил епископ Воскресенский Савва.

С тех пор, еженедельные молебны совершались внутри храма, перед главными иконами и под колокольный звон.

31 декабря колокола были подняты на звонницу, а к 5 января нового, 2016 года – развешены и полностью подвязаны.

Второй в истории храма Литургией стало праздничное Рождественское богослужение.


С наступлением тепла появилась возможность начать работы по интерьеру храма. В стяжку пола установили специальные металлические закладные для последующего крепления иконостаса, произвели покраску стен.

В конце мая началась укладка художественного мраморного пола, продлившаяся более месяца.

Одновременно с работами внутри храма, начались работы по обустройству окружающей территории, ведь храм по-прежнему стоял в котловане, окруженный зарослями борщевика. К концу июня 2016 года трудами попечителей перед храмом устроилась обширная мощеная площадка, а участок был выровнен и очищен от борщевика.

Художественный пол храма, завершенный к началу июля, требовал проклейки швов и переполировки. Данная работа продлилась около месяца, и мраморный пол засиял и стал единым целым со зданием храма.

Совместными трудами администрации Краснопахорского поселения и совета попечителей в августе 2016 года началось строительство обширной парковки, связавшей территорию храма с проезжей частью. В то же время был демонтирован поклонный крест и временный забор из профнастила.


В сентябре 2016 года была установлена кованая въездная группа храма и, жертвою прихожан, территория постепенно начала обноситься кованым художественным забором. С этого момента храм как бы впервые открылся во всем великолепии для глаз прихожан. В это же время началась работа электриков, и храм обрел внутреннее освещение.

3 октября 2016 года, через два года после закладки, в престольный праздник храма, люди молились за богослужением, взирая на все 4 главных иконы иконостаса, освещенные светом светильников, стоя на мраморном полу и под звон колоколов. Благодаря выполненной планировке участка, впервые в истории храма был совершен крестный ход.

Начиная с этого момента, в храме начались регулярные богослужения. Постепенно был подобран набор необходимой утвари и храм начал жить полноценной приходской жизнью.

 

Зима 2016-2017 годов стала настоящим испытанием твердости и решимости прихожан. На момент наступления холодов газификация храма не была завершена. Храм отапливался рядом обогревателей, принесенных неравнодушными прихожанами из своих домов. Но, несмотря на неудобства, храм регулярно собирал под своей крышей около 30 прихожан.


Следующим этапом стала сборка иконостаса. Изготовление его элементов длилось весь январь и февраль и в середине марта все основные элементы иконостаса заняли свое место. В то же время в храме появились кованые подсвечники.

Начиная с марта 2017 года, Божественная Литургия в храме совершалась уже еженедельно.

В июне 2017 года в храме начали появляться первые иконы святых. Образы святителя Николая, преподобного Сергия и икона Божией Матери «Всецарица», написанные на мраморных плитах и обрамленные в дубовые киоты, заняли свои места на стенах храма.

Также были изготовлены кованые хоругви, вытяжной шкаф для кадила, пошиты завесы иконостаса с авторской золотой вышивкой. Также интерьер храма дополнили изящные аналой и канон. 

В октябре-ноябре 2017 года благодаря ктиторской поддержке к храму подключили газ и теперь прихожане смогли пребывать на Богослужении в теплых и уютных условиях. Храм открыл свои двери для всех приходящих в него каждый день.

Престольный праздник храма в 2017 году явил людям полностью завершенный храм. Храм, созданный в кратчайшие сроки. Три года люди могли видеть и переживать каждый этап работ, наблюдать процесс созидания и благоустроения обычно скрытый от посторонних глаз. И пережив это действо прочно связать свою жизнь со святым храмом и Господом Богом.

Художественный замысел и особенности храма

 

С самого начала устроения будущего храма было принято решение: храм должен стать образом церкви нового времени. Не современной попыткой копирования «классических» образцов деревянного зодчества, а новым словом в созидании храма, истинным памятником своей эпохи.

Храм, по определению одного из наиболее выдающихся теоретиков церковного искусства, о. Павла Флоренского, есть место единения человеческой души и Бога. И все в этом месте должно быть подчинено лишь этой святой цели.

Все существо храма должно быть лаконичным, ясным и соединять человека со Творцом.

 

Учитывая расположение храма, сразу стало ясно, что храм должен быть экологическим. В его материальной сущности должны быть только природные материалы: дерево, камень и металл.

Идея была проста: ясная и прямолинейная внешне постройка должна являть всю силу, глубину и великолепие Царствия Божия. Осмотревшись снаружи и попав внутрь, человеческая Душа должна вострепетать и, разгоревшись молитвой, вознестись ко Господу.

Для реализации этой идеи было необходимо четко продумать пространство храма, каждый его элемент, и решить это осмысленно, оставив лишь самое главное. В храме должно быть минимум икон, как и было принято в древней церкви. Нельзя же превращать храм в, своего рода, выставку разносортных, разноразмерных образов, заполняющих пространство храма хаотически.

Решено было отказаться от такого, казалось бы, привычного элемента, как паникадило. Сколько же замечательных интерьеров загублено этим массивным, вычурным элементом, пришедшим в храмы из дворцовых интерьеров в 17 веке.


Испокон веков храмы создавались лучшими средствами. И первой художественной жемчужиной храма стал уникальный мраморный пол, сочетающий в себе лучшие традиции древнего византийского искусства и современные традиции ар-деко. Помимо эстетической функции, этот пол имеет и технологическое значение, ощутимо улучшая акустику деревянного храма.


Но, все-таки, композиционным центром храма является удивительный иконостас.

Наиболее емкой и исторически верной формой этого канонического элемента интерьера является византийская алтарная преграда. Одноярусный фриз из крупных и читаемых образов особо чтимых святых, лишь условно отделяющий верующих от духовенства. В таком решении есть и практический смысл: высокий древнерусский тябловый иконостас имеет глухие створки Царских Врат и диаконских дверей, а, соответственно, изолирует и ухудшает и без того слабую акустику деревянного храма. Низкие створки алтарной преграды не только открывают путь звуку, но и стирают грань между Таинством и преходящими к нему.

Основой технологической составляющей иконостаса стала уникальная методика живописи по камню, являющаяся запатентованной технологией. Такая живопись не только несравненно надежней привычной всем темперной живописи по клее-меловому грунту на дереве, а ведь живопись по камню практически невозможно уничтожить, но и сочетает в себе канонический язык Образа с чистотой и фактурой одного из так называемых «Библейских камней».

 

 

Благодаря примененной методике, с первых дней существования храма, его прихожане могли молиться перед настоящими образами, а не печатными репродукциями. Деревянные же иконы, в свою очередь не перенесли бы пребывания в не отапливавшемся долгое время храме.

Структура иконостаса предельно проста. 4 крупные ростовые иконы, опирающиеся на ступенчатые решетчатые кессоны, расположенные попарно и разведенные по высоте и глубине, кованые створки с белыми мраморными плитами, ажурные навершия с фигурками птиц. Пространство между иконами закрывает завеса, украшенная авторской вышивкой. Все элементы иконостаса стоят как бы отделённо друг от друга, при этом не теряя взаимосвязи и создают целосный образ элемента, имеющего сложное пространственное решение. Иконостас не является привычной «решеткой», в которую вставлены иконы. Решеткой, порой настолько изукрашенной золотом и резьбой, что иконы кажутся тусклыми картинками, теряются в буйстве блеска золота. Иконостас храма святого Олега Брянского акцентирует внимание молящегося именно на иконы, усиливая их восприятия через вспомогательные декоративные элементы и работу текстур двух видов мрамора и дубового шпона.

Также интересно и техническое решение иконостаса. Внутри икон Христа и Богоматери, со стороны алтаря, расположены вместительные шкафы для хранения богослужебной утвари. Благодаря такому решению, скромный по размерам алтарь не нуждается в иных тумбах или шкафчиках, занимающих место и портящих внешний вид алтаря. Створки диаконских дверей открываются в обе стороны, что намного удобнее одностороннего открывания.

Интересна также иконографическая программа этого современного иконостаса. Главными иконами, безусловно, являются образы Христа Вседержителя и Богоматери Одигитрии. Справа, несколько ниже, расположен образ святого Олега, облаченного в монашеские одежды и держащего меч. А слева, симметрично иконе святого князя, находится образ святителя Леонтия Ростовского – выдающегося древнего русского святого, являющегося небесным покровителем святого Олега Брянского. Таким образом, в программе иконостаса представлены два пути святости: путь воина, отрекшегося от мирских благ ради ангельского жития и святителя – пастыря, посвятившего всего себя служению Господу. Створки Царских Врат наполняют ростовые образы Благовещения, а диаконские двери украшены орнаментальными крестами.


Между окнами храма располагаются иконы особо чтимых святых. Каждый угодник Божий изображается в поясном виде, чтобы через жесты и облачения рассказать о его подвиге, при этом уделив главное внимание лику святого. Каждая икона обрамлена в авторский дубовый киот, инкрустированный перламутром.

Храм будет заполняться иконами постепенно, в соответствии с пожеланиями прихожан. И никогда не станет местом хаотичной развески разносортных репродукций икон.

По словам современного церковного зодчего Андрея Анисимова, все в храме, вплоть до последней пуговицы на облачении священника – есть часть Литургии. А потому, особое внимание необходимо и к деталям.


Перед иконостасом установлены 4 уникальных кованых подсвечника, наполненных песком, центральная икона храма возлежит на изящном аналое с кованой ножкой, а поминовение усопших совершается перед чинным канонником, украшенным текстами заупокойных молитвословий и иконой Распятия. Центральную завесу, катапетасму, украшает золотая вышивка.

Так же и с утилитарными элементами интерьера: освещение в храме обеспечивают современные светодиодные прожектора, которые, давая достаточно света, не отвлекают на себя внимание прихожан. А ретро-проводка в тканевой оплетке на керамических изоляторах, подобно шитой строчке, подчеркивают строгие линии деревянного храма. Даже радиаторы отопления укрыты от глаз молящихся изящными экранами.

В настоящий момент в интерьере храма нет не одного «стандартного» или «типового» элемента. Каждый элемент храма тщательно продуман художественно и функционально, проработан и изготовлен исключительно вручную. Это внимание и индивидуальный подход и создают ту особую цельность и гармоничность, свойственную наиболее древним памятникам церковного искусства.


 

Освящение храма

9 сентября 2018 года, епископ Домодедовский Иоанн совершил чин Великого Освящения храма. Великое освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым.

В своём слове, обращённом к владыке Иоанну, благочинный храмов Никольского церковного округа протоиерей Александр Балглей отметил, что храм св. благ. кн. Олега Брянского в Минзаге является первым храмом в викариатстве Новых территорий города Москвы , прошедшим со времени присоединения к столице Новых Территорий весь цикл, начиная от сбора разрешительной документации для выделения участка, заканчивая сегодняшним Великим освящением. И выразил пожелание, что этот великий почин будет иметь благоуспешное продолжение на Новых Территориях Первопрестольного града.

Епископ Домодедовский Иоанн передал духовенству и верующим благословение Святейшего Патриарха и поздравил общину храма в Минзаге с духовной радостью, которую несёт в себе обновление храма: «Ликует небо, радуется земля, ибо благодаря освящению храм становится не просто зданием, а вместилищем Невместимого». Владыка Иоанн призвал верующих хранить в чистоте веру православную как драгоценную жемчужину, которую обрёл купец из Евангельской притчи.

В завершении своего слова владыка Иоанн выразил искреннюю благодарность всем участникам строительства: администрации поселения за постоянную и чуткую поддержку, попечителям за вклад в строительство и становление общины, проектировщикам, строителям, художникам, рабочим и вручил награды Святешего Патриарха Кирилла.

Вскоре после Великого Освящения храм вновь ждала великая радость: благодаря содействию совета попечителей из Брянской епархии прибыла частица мощей святого князя Олега. Святыня заняла свое место в мощевике храмовой аналойной иконы и отныне доступна для поклонения всех верующих. Это удивительное событие как бы замкнуло четырехлетний круг общих трудов по созиданию храма.

Строительство храма – в высшей степени общенародное дело. Дело, соединяющее сердца людей верой и стремлением к служению Господу. Так и наш новый храм собрал вокруг себя множество людей. Строительство совершилось поистине братским и самоотверженным трудом всех: духовенства, чиновников, попечителей и прихожан.

Почти 4 года храм рождался: строился, благоукрашался, начинал жить. Церковная жизнь стала неотъемлемой частью жизни попечителей и прихожан храма. Все готовы славить Господа едиными устами и единым сердцем, и искренне заинтересованы в дальнейшем развитии церковной жизни Минзага. Двери храма всегда открыты для новых людей, готовых присоединиться к общему делу служения Господу. Ведь бескорыстно участвуя в жизни Святой Церкви человек приобретает многим больше, нежели отдает. В ближайших планах строительство дома причта, в котором после Божественной Литургии все прихожане смогут продолжить свое общение за трапезой, а также получить знания на богословских курсах. Так же и самые маленькие прихожане храма смогут учиться, посещая воскресную школу.